29 июля 2021
1000 <
0

В подмосковном Жуковском завершился XV Международный авиационно-космический салон (МАКС-2021), который проходил с 20 по 25 июля. Участие в нем приняли 829 компаний из 56 стран мира. Более 20 организаций — столичные предприятия авиационной и ракетно-космической отраслей. Москва — головной штаб авиационной промышленности России, здесь работают 42 предприятия отрасли: инженерные центры, опытно-конструкторские бюро, научно-исследовательские институты. И ежегодно московские промышленники представляют на МАКС свои инновационные разработки.

«Только за 2020 год предприятия отрасли выпустили авиационной продукции более чем на 140 миллиардов рублей. Восемь компаний имеют статус промышленного комплекса, который позволяет экономить средства за счет предоставляемых городом преференций и вкладывать их в модернизацию производства. Благодаря поддержке города как минимум три авиапредприятия планируют до конца этого года вложить в собственное развитие свыше одного миллиарда рублей», — отметил заместитель Мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

Цифровое проектирование и композитная легкость 

Столичное опытно-конструкторское бюро «Сухой» — крупнейший российский авиационный холдинг, который существует уже более 80 лет.

В рамках авиасалона компания представила новый легкий тактический самолет (ЛТС) Checkmate — однодвигательный истребитель пятого поколения, который был также спроектирован московскими промышленниками. Он оборудован инновационными решениями и технологиями, например к пилотированию можно привлекать искусственный интеллект. Из особенностей — истребитель малозаметен и обладает высокими летно-техническими характеристиками: например, по расчетам разработчиков, на больших высотах самолет сможет летать в два раза быстрее скорости звука. Ожидается, что серийные поставки ЛТС могут начаться в 2026–2027 годах.

Авиакомпания «Россия» заключила контракт на поставку 15 самолетов Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100), разработанных столичным конструкторским бюро компании «Региональные самолеты», являющейся филиалом авиастроительной корпорации «Иркут». SSJ 100 — первый отечественный пассажирский самолет, который создали с помощью цифрового проектирования.

Также корпорация «Иркут» и авиакомпания «Россия» подписали меморандум о взаимопонимании по вопросам ввода в эксплуатацию среднемагистрального самолета МС-21. В рамках утвержденного плана предстоит подготовить летный состав и членов кабинного экипажа, организовать обслуживание новой техники, доработать информационные системы, получить допуски и разработать модель выполнения технического обслуживания в аэропортах потенциальной маршрутной сети.

Авиалайнер разработан специалистами столичного инженерного центра имени А.С. Яковлева. Его особенность — крылья, изготовленные из композитных материалов. При меньшей ширине, большей длине и меньшей массе они имеют достаточную прочность.

Другое, более заметное, преимущество — простор. В МС-21 увеличили диаметр фюзеляжа. Это позволило расширить личное пространство пассажиров, и теперь, например, в проходе можно обойти тележку обслуживания.

Напечатанный двигатель и летающий «Байкал» 

Одной из премьер МАКС-2021 стал легкий многоцелевой самолет ЛМС-901 «Байкал». Его по заданию Минпромторга России разработала компания «Байкал-инжиниринг» вместе с конструкторским бюро экспериментального самолетостроения Московского авиационного института. Летные испытания новинки планируют начать до конца 2021 года.

Предполагается, что «Байкал» сможет заменить биплан АН-2 и улучшить транспортную доступность отдаленных населенных пунктов в регионах. Легкий самолет оборудован лыжными, колесно-лыжными и поплавковыми шасси. Поэтому его можно эксплуатировать в самых удаленных местах, в том числе и в Арктике.

«Байкал» рассчитан на девять пассажиров и может перевозить две тонны груза. Его главные преимущества — простота конструкции, безопасность, малогабаритность, высокая скорость и возможность более длительных полетов — до 1500 километров — без дозаправки. ЛМС-901 универсален: его можно использовать как для грузоперевозок, так и для спасательных операций.

За 3D-печатью будущее — это еще раз доказал Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ). Именно здесь в 2014 году впервые в России появилось аддитивное производство полного цикла.

На авиасалоне институт представил малоразмерные газотурбинные двигатели МГТД-20 и МГТД-150. К примеру, 70 процентов деталей двигателя МГТД-150 сделали на принтере, применяемом для печати трехмерных объектов. А материалом для деталей стали металлопорошковые композиции, разработанные в ВИАМ. Его разработку также облегчило цифровое проектирование. У нового двигателя нет аналогов в России, а по своим характеристикам он превосходит иностранные разработки. Младшую модель МГТД-20 также изготовили при помощи 3D-печати.

Ионный двигатель, плазмотрон и «Ангара»

По словам главы Департамента инвестиционной и промышленной политики Александра Прохорова, в столице работают более 20 предприятий ракетно-космической промышленности. Шесть из них в этом году приняли участие в авиасалоне.

Так, свои разработки представил на Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева, традиционный участник выставки.

В 2001 году он выпустил ракету-носитель «Протон-М». Более современная, с новой системой управления и высоким уровнем эксплуатационных и экологических характеристик, она пришла на смену «Протон-К». Старая ракета доставила на орбиту МКС модули «Заря» и «Звезда», а также все станции «Салют» и модули станции «Мир».

Но последнему поколению «Протонов» готовят смену. На авиасалоне представили макеты тяжелой ракеты-носителя «Ангара-А5», ее перспективного модернизированного варианта «Ангара-А5М» и ракеты-носителя тяжелого класса повышенной грузоподъемности «Ангара-А5В».

«Ангара» в первую очередь отличается типом используемого топлива. Новые ракеты будут летать на более экологичном, чем гептил, топливе — кислороде и керосине. Планируется, что «Ангара» будет стартовать с российских космодромов Плесецк и Восточный.

Центр Хруничева представил и другие перспективные разработки: например, кислородно-водородный разгонный блок КВТК, который позволит существенно расширить возможности ракет «Ангара» по одиночному и групповому выведению космических аппаратов на высокоэнергетические орбиты.

А столичный Исследовательский центр имени М.В. Келдыша, в свою очередь, представил самоконтролирующийся, или самозалечивающийся, композитный материал нового поколения. Композит состоит из слоев, обладающих разными свойствами, а при порезе или проколе достаточно быстро восстанавливает свою структуру. Эффект самовосстановления достигается за счет того, что слоистые структуры способны обеспечить быстрый массоперенос к поврежденному участку. Такие композиты позволяют восстановить герметичность надувных систем и устранить утечку газа. Они помогут защитить от микроповреждений, например, разворачивающиеся модули складских и технических помещений, модули лунных станций, системы защиты жилых модулей.

Но главная премьера центра Келдыша на авиасалоне — ионный двигатель ИД-200КР. Он создан для коррекции орбиты геостационарных спутников (с их помощью работают системы ГЛОНАСС, GPS, метеостанции, транслируются сигналы телеканалов). В электрическом поле двигатель разгоняет ионизированный газ для создания реактивной тяги. При этом расход топлива меньше, чем у химических двигателей. Сейчас ионные двигатели используют для управления спутниками и небольшими космическими аппаратами.

Комментариев ещё нетнаписать
А вы что думаете?
Ваша оценка

Похожие новости