03 декабря 2020
1000 <
0

Люди смогли научить рисовать представителей разных видов животных: лошадей, дельфинов, жирафов и многих других. Конечно, за этими рисунками стоит не осознанное желание творить, а дрессировка. Учат животных рисовать не для развлечения посетителей зоопарков, а чтобы помочь им самим. Доказано, что занятия «живописью» улучшают психологическое состояние животных, содержащихся в неволе.

Окунаемся в недавнюю историю Московского зоопарка, читаем дневники ученых, занимавшихся исследованием рисунков приматов, и узнаем, кто из сегодняшних питомцев проявляет наибольшие способности с кистью в лапе.

Чиркание или творческий порыв?

Охотнее всего в зоопарках за кисти берутся обезьяны. Самец шимпанзе по кличке Конго, который жил в Лондонском зоопарке в середине прошлого века, создал более 400 картин — одна из них даже хранилась в коллекции художника Пабло Пикассо.

Обезьяньи рисунки не раз становились объектами исследований ученых. В картинах человекоподобных приматов стремились найти предпосылки к возникновению эстетического чувства. В 1894 году в своей работе «Место человека в природе» английский ученый Томас Гексли утверждал, что исключительные индивиды среди высших обезьян имеют зачатки артистического импульса к искусству.

В СССР огромный вклад в изучение творческих способностей приматов внесла зоопсихолог Надежда Ладыгина-Котс. К рисованию она приучила своего домашнего шимпанзе Иони — и ему так понравилось, что он начинал плакать, если у него забирали карандаш. Кроме этого, в течение многих лет Надежда Николаевна исследовала поведение одного из питомцев Московского зоопарка — шимпанзе Париса.

Чаще всего художниками становятся молодые орангутаны и шимпанзе, не достигшие половой зрелости. При этом охотнее творят особи, содержащиеся в одиночных клетках. Во время рисования карандашом обезьяны внимательно следят за его грифелем, и как только он ломается или стачивается, перестают рисовать и просят другой. Карандаш они держат не так, как люди: одни — между первой и второй фалангами пальца, другие зажимают ладонью. У ученых есть специальный термин, обозначающий процесс рисования у обезьян, — чиркание.

Изучение приматов и их работ показало, что между чирканием обезьян и рисованием людей есть фундаментальное различие: у человека даже в самом раннем возрасте за каждым штрихом и мазком стоит образ, а у животных такого нет — их занимает и обогащает сам процесс нанесения узоров на бумагу. Кроме того, известно, что обезьяны получают удовольствие, разглядывая разные краски. Ученые отмечали, что у каждой особи есть индивидуальные цветовые предпочтения.

В наши дни рисунки, созданные обезьянами, не представляют научного интереса — все исследования на эту тему были проведены в XX веке. Сегодня работники зоопарков по всему миру приучают животных к рисованию по другой причине. Этот процесс помогает поддерживать благоприятное психологическое и физическое состояние животных, содержащихся в неволе.

У каждого зоопарка есть свой способ обучения. Например, в Московском зоопарке разработан уникальный метод рисования с орангутанами как когнитивный способ их обогащения.

Шимпанзе Сатурн и его рисунки

В середине 1960-х годов одним из объектов исследований обезьян в Московском зоопарке был самец шимпанзе Сатурн. Примата привезли в зоосад в 1964 году, когда ему было семь лет. Несколько картин Сатурна, похожих на работы художников-абстракционистов, сохранились в архивах и сегодня представлены в экспозиции Музея истории зоопарка.

В 1967 году за Сатурном и его сородичами Романом и Вегой, а также самцом орангутана Кризи наблюдали научные сотрудники просветительского отдела Московского зоопарка Ирина Ивлева и Людмила Егорова под руководством Светланы Новоселовой. Ученые проводили с приматами опыты по использованию орудий и решению задач для получения приманки из специальных устройств. Помимо этого, обезьянам давали бумагу, карандаши и акварельные краски.

В рисовании Сатурн проявил себя ярче всех. За его работой внимательно следила Людмила Егорова, которая подробно описывала свои наблюдения в специальном дневнике. Вот, например, запись от 2 июня 1967 года:

«Сатурн рисовал на двух бумагах. На чистой с одной стороны, а с печатным текстом зачеркнул середину. Очень довольное лицо — временами улыбается и издает звуки удовольствия».

Кроме этого, Егорова отмечала прогресс Сатурна в обращении с карандашом. 22 июня она пишет: «Рисует. Квадрат мой. Карандаш нормальной длины — очень ему неудобно. Держит его за конец, несколько раз меняет позу. Карандаш твердый, остро отточен. Ломает». Через два дня шимпанзе нашел выход из положения, и Людмила Егорова записала в дневнике: «Сатурн рисовал длинным твердым карандашом, как и в прошлый раз, но держал не за конец, а за середину — более удобно».

Новое поколение художников

Сегодня в Московском зоопарке тоже живут животные-художники — это большие панды Жуи и Диндин, которые появились здесь в 2019 году. Для новых питомцев зоосада рисование стало одним из элементов обогащения среды обитания. Эту практику сотрудники Московского зоопарка переняли у коллег из Шенбруннского зоопарка (Вена), где живет панда Янг Янг, которая создает черно-белые картины.

Приучать панд к рисованию начали в декабре 2019 года, постепенно включая в их ежедневный тренинг элементы этой творческой деятельности. Специалисты начали с самого простого: научили своих подопечных держать «кисть» — ее заменяет бамбуковая палочка, так что пандам поначалу было сложно противостоять желанию съесть инструмент. Затем им стали показывать, что этим предметом нужно водить по бумаге. Сначала Жуи и Диндин рисовали детскими пальчиковыми красками, а сейчас пользуются быстросохнущими акриловыми без запаха.

Специалисты зоопарка отмечают, что за год практики изменился характер рисунков, которые получаются у панд. Особенно это заметно в работах Диндин: сначала она наносила на бумагу только точки, но постепенно поняла, что нужно делать мазки.

Рисунки животных различаются и соответствуют их характерам: если у резкого и быстрого Жуи получаются экспрессивные картины, то у более старательной Диндин — спокойные. Рисование не просто развлекает панд, но и развивает когнитивные способности животных — улучшается их память, становится увереннее хват «кисти».

Держать палочку и водить ею по листу бумаги Жуи и Диндин учатся каждый день, а красками рисуют дважды в неделю. По словам специалистов Московского зоопарка, животные отличают занятия с красками от простого упражнения с «кистью». Рисунки, созданные Жуи и Диндин, хранятся в отделе фауны Китая Московского зоопарка.


Комментариев ещё нетнаписать
А вы что думаете?
Ваша оценка

Похожие новости