19 февраля 2018
1000 <
0

Гипсовые слепки с произведений античной скульптуры, признававшихся образцами, служили основой и стержнем традиционной академической системы обучения изобразительной грамоте. В академическом обиходе, где их называли «гипсами» или «антиками», они использовались как обязательная и основная модель для учебного рисования. Этими экспонатами представлены те статуи, слепки с которых не одно столетие служили постоянными моделями для академического рисунка: Боргезский боец, Апполино, Афродита Медичи или Венера Медицейская, бюст Гомера, представляющие важнейшие вехи в историческом развитии греческого искусства, а также особо популярные в наше время – Ника Самафракийская. Они составляют часть обширной коллекции слепков, собранной в конце XIX – начале XX века выдающимся русским ученым-антиковедом И. В. Цветаевым для задуманного им Музея изящных искусств, который был открыт в Москве в 1912 году и впоследствии переименован в ГМИИ им. А. С. Пушкина. Из этого музея слепки поступили в Российскую академию художеств в 2000 году.

В эпоху Ренессанса произведения античного искусства приобрели в сознании общества статус наиболее совершенных образцов, соединивших в себе высшую правду с высшей красотой. Апогеем античного искусства и первообразом всех его последующих достижений признавалась греческая классика V–IV вв. до н. э. До XIX века скульптура классической Греции была доступна почти исключительно через посредство римских копий. Эти древние копии стали тогда предметом воспроизведения в гипсе для учебных целей. Относительная дешевизна и точность передачи объемов способствовали широкому распространению гипсовых слепков по всем художественным академиям Западной Европы.

В XVIII веке традиции рисования гипсовых слепков с древних статуй распространилась и укоренилась в России. Так, в Академии художеств учащийся мог приступить к рисунку с живой натуры лишь после успешного окончания класса гипсов; это требование с некоторыми модификациями оставалось действительным до конца XIX века. После реформы Российской академии художеств в 1893–1894 гг. роль гипсов в учебном процессе заметно уменьшилась. В конце 1910-х годов представителями радикальных антиакадемических направлений были даже предприняты попытки вовсе исключить их из обучения. Однако очень скоро стало ясно, что с целями художественного образования действия такого рода несовместимы. Жизнь убедительно показала и продолжает показывать, что рисование гипсов, приобщающее будущих художников к великому наследию античной пластики, является для них важным средством усвоения основ мастерства и профессиональной культуры.

Последняя среда месяца – день бесплатного посещения.

Комментариев ещё нетнаписать
А вы что думаете?
Ваша оценка

Похожие новости