В этом Россия попала в число государств с высоким уровнем развития электронного правительства, по оценке Организации Объединенных Наций. На начало 2018 года число зарегистрированных пользователей портала государственных услуг составило порядка 65 миллионов человек. Об этом было заявили на Московском международном форуме инновационного развития «Открытые инновации — 2018» в технопарке «Сколково».
В этом году участники форума — специалисты в области высоких технологий, предприниматели и чиновники — обсуждают перспективы развития цифровых систем, экономики, городских сервисов и их использования для решения повседневных задач. Участие в дискуссии приняли Премьер-министр России Дмитрий Медведев и Мэр Москвы Сергей Собянин.
Так, Дмитрий Медведев отметил, что важно создавать и развивать в России цифровую среду. Основными ее составляющими должны быть доступные технологии и, главное, готовность людей их использовать. С этой целью в России была принята программа «Цифровая экономика», в настоящее время реализуемая как национальный проект.
«В ее составе шесть федеральных проектов по ключевым направлениям цифровизации. Стоимость программы — один триллион рублей. Всего на развитие цифры мы направим в общей сложности два триллиона рублей государственных инвестиций», — рассказал Дмитрий Медведев.
Он подчеркнул, что в прошлом году Россия впервые вошла в десятку стран — лидеров цифровой экономики согласно рейтингу Digital Society Index. И это, по мнению специалистов, не предел.
«К 2024 году мы будем стремиться занять лидирующие позиции в мире по математическому образованию, по экспорту ИКТ-продукции, по доступности мобильного интернета, будем развивать научный потенциал в сфере цифровой экономики», — подчеркнул Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России Константин Носков.
По словам Министра, в ближайшие шесть лет планируется перевести большую часть государственных услуг в электронный вид.
«Будем, конечно, ориентироваться на переход в режим реального времени, чтобы услуги предоставлялись в проактивном виде. Мы разработали 25 суперсервисов, они зафиксированы в нацпроекте, будем их делать в ближайшие годы», — сказал Министр.
Цифровая Москва
Поддерживает имидж России как высокотехнологичной державы и Москва.
«По числу жителей, которые знают и используют инновационные решения, российской столице нет равных на континенте. Это большой успех», — подчеркнул Дмитрий Медведев.
По оценкам консалтинговой компании McKinsey, Москва занимает второе место среди мировых мегаполисов, использующих умные решения. Организация Объединенных Наций по тем же показателям ставит столицу на первое место.
По словам Сергея Собянина, специально столицу к цифровой революции не готовили. Технологии в городе использовали как способ для решения насущных задач.
Одним из проектов, где были использованы такие решения, например, стала система «Московская электронная школа». Она была создана, чтобы сделать систему столичного школьного образования более открытой и понятной для родителей и интересной для школьников.
«Благодаря этой системе мы обеспечили контроль и проход школьников в учебные заведения, контроль за питанием, ввели электронный дневник и можем формировать электронные задания», — подчеркнул Мэр Москвы.
Пришла цифра и в столичную медицину. Чтобы обеспечить москвичей качественной врачебной помощью, в городе запустили Единую медицинскую информационную систему (ЕМИАС). Благодаря ей москвичи могут записаться на прием к врачу или перенести либо отменить запись. Кроме того, система позволяет врачам выписывать электронные рецепты, а также получать консультации коллег максимально быстро. В ЕМИАС зарегистрировано свыше 7,3 миллиона электронных медицинских карт, и возможности системы постоянно растут. Также при помощи ЕМИАС можно контролировать загруженность медицинского персонала и оценивать качество услуг в медицинских организациях.
Город выбирает
По мнению Сергея Собянина, самая большая проблема мегаполисов — низкая вовлеченность населения в управление городом. Но цифровые технологии могут помочь и в этом. Например, портал «Наш город» помог наладить общественный контроль за работой систем городского хозяйства, а платформа «Активный гражданин» позволяет быстро узнавать мнения и собирать предложения жителей столицы по поводу решения вопросов, касающихся жизни в городе.
Вместе с тем благодаря цифровым технологиям через портал Мэра Москвы mos.ru горожане могут получить 250 услуг. В прошлом году за ними обращались 250 миллионов раз.
Помогают технологии развивать и систему городского транспорта. Так, на территории технопарка «Сколково» в тестовом режиме заработает сервис беспилотного такси.
«Буквально в ближайший понедельник первые смельчаки смогут вызвать такси без водителя и добраться на нем до нужной им точки. Так Москва станет первым городом в мире, где приложение с беспилотными такси реально заработает в ближайшем будущем», — рассказал генеральный директор компании «Яндекс» Аркадий Волож.
Но и обычный транспорт столицы работает при помощи цифровых сервисов. По словам Сергея Собянина, для того чтобы освободить город от пробок, кроме строительства метро и дорожной сети, просто необходимо было создать интеллектуальную систему, которая позволила бы контролировать дороги, сам транспорт и парковки.